?

Log in

No account? Create an account

Журнал стареющего язвенника

а также трезвенника и старого холостяка.

Previous Entry Share Next Entry
"Пираты XX века": Фильм про настоящих мужчин
ak_ulych
Оригинал взят у slavikap в "Пираты XX века": Фильм про настоящих мужчин
История создания самого кассового фильма советского кино

Карате-боевик «Пираты XX века» стал первым российским блокбастером, который в год выхода на экраны посмотрело 87 миллионов человек, а за десять лет  – 120 миллионов. В истории отечественного кинематографа это абсолютный рекорд!



Небывалому интересу к картине Ялтинского филиала киностудии им. Горького не помешали даже совпавшие с ее выходом на экран (с середины июля 1980 года) Московская Олимпиада и смерть Владимира Высоцкого. Появление в прокате первого советского боевика стало для страны не менее значимым событием. Рекордное количество оружия и спецэффектов открыло детищу режиссера Бориса Дурова и сценариста Станислава Говорухина путь к Почётному диплому Всесоюзного кинофестиваля в Душанбе за оригинальный подход к приключенческому жанру. А впервые показанные на советском экране приемы карате произвели эффект разорвавшейся бомбы: после выхода фильма в СССР стали массово открываться школы восточных единоборств.

Кино о русских мужиках

Идею фильма подсказала газетная заметка о современных пиратах, напавших в Средиземном море на итальянский сухогруз. Похитив пару сотен тонн урановой руды, реальные морские разбойники истребили весь экипаж судна. А еще раньше, в 1954 году советский танкер "Туапсе" был захвачен в Южно-Китайском море. Тогда, правда, большую часть экипажа удалось спасти и переправить на родину.


Впечатленный прочитанным, Станислав Говорухин решил перенести драматичный сюжет на экран. Но фигурировать в фильме будут наши моряки, которые, конечно, дадут захватчикам «прикурить». Написать сценарий режиссер взялся с коллегой Борисом Дуровым. До этого они встречались на картине с Владимиром Высоцким «Вертикаль». А теперь Говорухин снимал Высоцкого в «Место встречи изменить нельзя», и именно эта работа не позволила ему режиссировать фильм о пиратах. Снимать ленту взялся Дуров. Терминов «мужское кино» и «жесткий экшн» тогда не употребляли. Договорились, что это будет «фильм о русских мужиках», способных защитить свой корабль и женщин.



На этапе согласования сценария цензуру не прошел уран. Пришлось заменить радиоактивный материал опиумом. Стоимость груза та же – миллионы долларов. И, конечно, поставка легальная – опиум предназначался для советской фармакологии. Всё равно поднялся шум: никакой пропаганды наркотиков! Еле отстояли. Тогда придрались к боевым сценам: переборщите с драками – фильм не выйдет. Несколькими эпизодами пришлось пожертвовать. Но на свой страх и риск приемы карате создатели фильма оставили. Постановщиком трюков и консультантом был спортсмен и актер Тадеуш Касьянов. Боец, каратист, каскадер, а позднее еще и президент Всесоюзной и Всероссийской федерации традиционного карате и рукопашного боя снялся в фильме в роли боцмана Матвеича. А владеющих боевыми приемами моряков, пиратов и полицейских сыграли спортсмены из его школы боевых искусств.




Днем взрывали, ночью гуляли

Почти все сцены снимались в Крыму: Коктебеле, Новом Свете, Гурзуфе и Севастополе. Пиратским кораблем «Меркурий» было учебное судно «Адмирал Лунин». А советским судном «Нежин» стал сухогруз Азовского морского пароходства «Фатеж». В картине он сгорает, но реальный корабль остался цел и невредим: огонь бушевал лишь в расставленных на палубе тазах со смолой. После многолетней эксплуатации и капремонта в 1985 году судно перешло к Черноморскому пароходству и перебралось в Севастополь.



По сюжету, советский сухогруз «Нежин» должен доставить во Владивосток медицинский опий, загруженный на судно в азиатском порту. Этим иностранным портом в действительности был пятый причал торгового порта Жданова (Мариуполь). Время съемок – май 1979 года. Начальная сцена с Тадеушом Касьяновым, показывающим приемы карате на палубе советского судна «Нежин», – единственный эпизод, снятый не на Черном, а на Азовском море. Рассказывая о съемках в Ждановском порту, директор фильма Лев Грубман тепло отзывался о его работниках, оказывавших любую помощь съемочной группе и предоставлявших всё, что требовалось для картины.



Но сами киношники, по воспоминаниям очевидцев съемок, гостеприимством крымчан иной раз злоупотребляли. Предоставленные корабли съемочная группа использовала не только для рейда из Азовского моря в Черное. Средства передвижения служили и для работы, и для отдыха. Днем это были съемочные площадки, а ночью – плавучие гостиницы с веселыми кают-компаниями, барами и ресторанами. Экскурсоводы Нового Света до сих пор вспоминают гульбища с шампанским и фейерверками, которыми сопровождались съемки в бухте, а после отъезда киношников – оставленные в живописном гроте горы бутылок, винных бочек и мусора.



Кроме новосветовского Сквозного грота, в фильме запечатлен грот Ревущий, что рядом с Кара-Дагом (в нем уцелевшие моряки, по сюжету, укрыли женщин). Напротив этой легендарной горы в Коктебеле, в морских водах снимали и пожар на ограбленном пиратами советском корабле. По фильму, спасшиеся члены команды спрятались на том же острове, где засели пираты. Но в действительности между базой разбойников и гротом-прибежищем – километров сорок. А «туземцам» (студентам Симферопольского мединститута) режиссер «отдал» коктебельскую Тихую бухту. На берегу соорудили бунгало и «посадили» тростник.




Находки и потери

У современных пиратов – и плавсредства модерновые. Быстроходный пластиковый катер, на котором рассекали морские разбойники, – находка украинских моряков. Причем, в прямом смысле слова: пустой вельбот  американского производства был обнаружен в океане и отбуксирован в советский порт.



Кто-то теряет, кто-то находит. Была потеря и у съемочной группы: недосчитались… донной мины. Хорошо, что не настоящей.
«Рогатую смерть» изготовили в пяти экземплярах – плавучие макеты осталось лишь грамотно спустить на воду. Но специалист, который должен был это сделать, работал на другом проекте в районе Тарханкута, поэтому  создатели «Пиратов…» поплыли к нему на западный мыс из Нового Света. Деревянные «мины» ждали своего «выхода» на палубе, и один из муляжей смыло волной во время шторма. Как назло, это случилось возле базы Черноморского флота в Севастополе. Съемочная группа предупредила о своей потере военных моряков и попала под нешуточный разнос: мина не только дестабилизировала судоходство в регионе, а еще и дезориентировала военно-морские силы.



Благо, хоть корабль не пришлось затапливать в открытом море. Самую сложную по исполнению сцену со спасением женщин из погружающихся на глубину кают сняли в Массандре, в бассейне с морской водой при гостинице «Ялта», где сейчас дельфинарий. Макет корабля был выстроен в реальном масштабе, и на это ушло две недели. Когда конструкцию опустили в воду, все каюты открылись – двери сорвались с петель и всплыли. Пришлось прикрутить всё шурупами.


О подвигах, о доблести, о славе

Глубинные трюки, как и все остальные опасные сцены, «бесстрашный стармех» Николай Еременко исполнял сам. Его эффектный «проплыв» по затопленным судовым коридорам снимали неделю, а тренировался актер полную рабочую смену, проводя в воде по 7-8 часов в день. От постоянного ныряния у артиста лопались сосуды, и шла кровь из носа.
Но это были мелочи по сравнению с тем, что он мог погибнуть под лопастями винтов. В эпизоде, едва не стоившем Николаю жизни, Еременко не долетел до палубы:   прыгнув со скалы, плюхнулся в море у самого борта. Он был на волосок от верной смерти.



Лихачил Еременко-младший не из бахвальства перед поклонницами (то, что он был женским любимцем, напоминать не надо). Актеру важно было доказать, что и в героическом амплуа он на своем месте. Дело в том, что на роль Сергея Сергеевича Николая брать не хотели. Артист просился, убеждал, настаивал, но стереотип героя-любовника после роли Жюльена Сореля в «Красном и чёрном» не позволял режиссерам взглянуть на Еременко под другим углом. На кинопробе артист даже сальто крутил, чтобы продемонстрировать свои незаурядные физические данные. А в фильме отказался от дублера, чем укрепил режиссера в мысли о правильности выбора.



А были еще и драки, приемы карате, где спарринг-партнером стармеха Сергея выступал его антипод, злодей-пират Салех (его блестяще сыграл друг и однокурсник Николая Еременко Талгат Нигматулин). Бились по-настоящему. Даже у женщины, актрисы Натальи Харахориной (буфетчица Маша) от ударов тонкого и ранимого в жизни Нигматуллина оставались синяки, несмотря на предусмотрительно привязанную под одеждой подушку. Всем хотелось правдоподобности, беречь себя никто и не думал. При этом за трюки актерам не доплачивали. И Еременко тоже не получил «каскадерских»: гонорара хватило лишь на ковер и цветной телевизор. Зато после выхода фильма в прокат Николай Еременко был признан актером года и надолго стал "секс-символом" советского кино!



И хотя популярности актеру фильм, конечно,  добавил., но все равно приходилось объяснять гаишникам, что на красный свет проехал тот самый Еременко из «Пиратов…». «Ты и на дороге – пират!», - возмущался блюститель порядка, прокалывая штрафную дырку в водительских правах «звезды».



Мужская часть зрителей была пленена Талгатом Нигматулиным. Советский «Джеки Чан» заставил выйти на ковер огромное количество подростков, поваливших после фильма в клубы карате. Но по злой иронии судьбы, именно от рук каратиста погиб через четыре года после триумфа сам Талгат. «Салеха» до смерти забили соратники из секты, в которую имел неосторожность вляпаться артист. Красавец-узбек по жизни не был похожим на своих жестоких киногероев: это был мечтатель и поэт, романтик и философ...




Говорят, что фильм мог попасть в прокат еще в 1979 году, но киношное начальство перестраховалось и положило его "на полку". Уж больно много в нем было сцен насилия и жестокости, не свойственных советскому кино. Да и "элементы сладкой жизни" в виде виски, баночного пива, джинсов и прочего в то время не очень приветствовались. Кстати, Еременко свои "реквизитные" джинсы после съемок выкупил. А выручил, как это часто бывало, случай. Дорогой Леонид Ильич посмотрел фильм на даче и так переживал за наших, что фильм сразу же было решено отправить в свободное плавание!



Спустя 20 лет после выхода «Пиратов ХХ века» Николай Еременко и Тадеуш Касьянов хотели сделать фильм-продолжение. Но пока искали финансирование, в 2001 году не стало и 52-летнего Николая Еременко. С идеей «Пиратов-2» пришлось распрощаться. Тадеуш Касьянов расценил это как знак судьбы: «Пираты ХХI века» наверняка были бы бледнее своих предшественников…




Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы его могли прочитать ваши друзья! ;)
© Вячеслав Капрельянц, 2016


Читайте также по теме:

"Мимино": наше славное кино
http://slavikap.livejournal.com/13406003.html

"Берегись автомобиля!": полвека с благородным человеком
http://slavikap.livejournal.com/13042617.html

"Операция "Ы"..." или "Кондуктор, нажми на тормоза!"
http://slavikap.livejournal.com/12934310.html

"Джентельмены..." и удача
http://slavikap.livejournal.com/12633418.html

"Ирония судьбы": 40 лет под звон бокалов
http://slavikap.livejournal.com/12524021.html

"Три плюс два" - фильм навсегда
http://slavikap.livejournal.com/12012373.html

"Бриллиантовая рука": бриллиант советского кино
http://slavikap.livejournal.com/11664043.html

"Человек-амфибия". Фильм, который нельзя повторить





  • 1
Посню в кино на него ходил)

Тут, наверное, стоит спросить - а кто на него тогда не ходил? ;)

Кто тогда не родился)

Ну если только так. :)

  • 1