Журнал стареющего язвенника

а также трезвенника и старого холостяка.

Previous Entry Share Next Entry
О бедном "Найтхоке" замолвите слово
ak_ulych
Оригинал взят у vakhnenko в О бедном "Найтхоке" замолвите слово
С самой идеей малозаметности в рунете уже давным-давно никто всерьез не воюет. Благо пять с половиной лет назад Россия выкатила свой прототип малозаметного истребителя, ПАК ФА со внутренними отсеками вооружения. А ведь какие бушевали баталии на эту тему в начале нулевых -- и стелс обзывали продажной девкой капитализма, и намеки туманные делали на чудо-плазмогенераторы, и "пятикрылым шестих#$м" С-37 грозили западу. Эх, хорошее было время, интересное :)

Но при всем при том, за первым представителем поколения настоящих малозаметных самолетов -- F-117A -- в рунете почему-то закрепилась крайне дурная репутация. Мол и летал он как утюг, и толку с него никакого не было, и сняли этот самолет с вооружения очень быстро. Так что данный пост призван слегка развеять некоторые заблуждения касательно этого замечательного во многих отношениях пепелаца.



Летает как утюг

Касательно летных и взлетно-посадочных характеристик -- не стоит забывать, что F-117A это тактический бомбардировщик, а не истребитель. Индекс "F" ему приписали из соображений слегка параноидальной секретности, на деле его надо было бы назвать A-117 или B-117. И для тактического бомбардировщика, F-117A вообще-то обладает очень неплохой маневренностью. Достаточно посмотреть любое видео с его пилотажем, чтобы это стало ясным:



Очень хорошо заметно, что у Ф-117 весьма приличная горизонтальная маневренность из-за низкой удельной нагрузки на крыло, да и скорость крена тоже хорошая. Летчики F-117A в интервью единодушно говорят, что горизонтальная маневренность и располагаемые перегрузки F-117A сравнимы с такими самолетами как F-4, Т-38 и А-7. Вертикальная маневренность и разгонные характеристики разумеется далеко не "истребительные", но также вполне нормальные для самолета с такой тяговооруженностью. Например скороподъемность 180 м/с -- у того же Су-24 она более чем в два раза меньше. Или взять взлетно-посадочные характеристики, сравним F-117A с тем же МиГ-27. Взлетная скорость у F-117A - 306 км/ч а у МиГ-27 - 315 км/ч. Посадочные скорости соответственно 278 и 260 км/ч. Взлетная дистанция у F-117A несколько больше чем у МиГа -- из-за большей массы и меньшей тяги СУ. Посадочная дистанция у F-117A меньше (хоть и ненамного).

Претензия к тому, что данный самолет не может летать без компьютера вообще смехотворна -- на подавляющем большинстве современных самолетов стоит электродистанционная система управления, без дублирующих меанических тяг, так что без компьютера им всем придется тяжело, мягко говоря. Например, такой замечательный во многих отношениях самолет как Су-27 является статически неустойчивым при дозвуковых скоростях -- и классическая система управления с управлением от лётчика и коррекцией от САУ не обладала бы должным быстродействием и точностью, так на Су-27 ЭСДУ помогает поддерживать устойчивость и управляемость по всем трём осям.

Бесполезен в бою

Полночь с 16 на 17 января 1991 г. стала звёздным часом F-117A, когда первая группа из 10 «Найтхоков» 415-й эскадрильи, каждый из которых нес по две 907-кг корректируемые бомбы GBU-27, взлетела, чтобы нанести первые удары в новой войне. Время начала операции «Ч» было назначено на 03.00 местного времени. За 9 минут до времени «Ч», в 2.51 местного времени F-117A разрушил командный центр ПВО вблизи города Nukhayb, первой бомбой в этой войне. Погодные условия способствовали самолётам F-117A, F-15E и F-111 атаковать центры ПВО с тем, чтобы нейтрализовать возможности иракской ПВО.

В 3.00 по местному времени «Найтхоки», преодолев систему ПВО не замеченными, атаковали центры управления, центры связи, национальный командный центр, штаб тайной полиции и штаб разведки в Багдаде. Другие самолёты F-117A и вертолёты АН-64 «Апачи» пробили 4 коридора в радарной сети Ирака для прохода главных сил. Как только в Багдаде прогремели первые взрывы, все наземные средства ПВО, особенно артиллерия, открыли беспорядочный огонь по ночному небу, пытаясь поразить цели, которые были для них невидимы и которые к тому времени уже легли на обратный курс.




Что интересно -- пилотируемые самолеты в том первом ударе шли впереди крылатых ракет (!). Первая сброшенная с F-117A бомба разорвалась в Багдаде в 2:51 утра, а выпущенные в первой волне 52 "томогавка" достигли целей между 3:06 и 3:11 утра. Само собой F-117A проводил налет на Багдад без поддержки самолетов радиоэлектронной борьбы EF-111, т.е. малозаметность полностью оправдала себя. А ведь ПВО Ирака отнюдь не была никчемной, как почему-то многие нынче думают. Не буду утомлять читателя перечислением комплексов ПВО (хотя для критиков ПВО Ирака сравнение состава оного с ПВО СССР в те же времена было бы весьма поучительным). Тут достаточно будет отметить, что через два дня после того, как F-117A в одиночку цинично творили над Багдадом что хотели, на Багдад был совершен крупный налет "обычной" авиации. Было потеряно два Ф-16, см. Package Q Strike.



В целом коалиция в ходе операции "Буря в пустыне" потеряла в боевых вылетах 38 самолетов, из них 27 были американскими. И при том ни одного F-117A не было потеряно, несмотря на 1299 боевых вылетов продолжительностью более 7000 часов. Есть, конечно, секты верующих в то, что Ирак какое-то количество "Найтхоков" сбил -- но какие бы то ни было доказательства этого отсутствуют. Более того, так как самолетов было произведено немного они все известны по серийным номерам: F-117A Serial Listings, и конспирологи пока что даже не смогли определиться, какой из перечисленных Ф-117 надо считать сбитым :)

И еще немного об эффективности. В первую войну в Ираке F-117A сбросили 2087 бомб с лазерным наведением GBU-10 и GBU-27 общей массой около 2000 т, добившись при том 1669 прямых попаданий. При численности всего лишь 2,5% от общего числа развернутых в зоне Персидского залива самолетов, и совершив лишь около 1% общего числа самолетовылетов авиации многонациональных сил (и менее 4% общего числа боевых самолетовылетов), F-117A уничтожили около 40% приоритетных и наиболее хорошо защищенных наземных целей. Интересующимся вопросом настоятельно рекомендую почитать Gulf War Air Power Survey (GWAPS) -- имхо, один из самых обьемных и интересных отчетов о воздушной кампании войн второй половины XX века. Вот, скажем, табличка по средним потерям на тысячу боевых вылетов для каждого типа самолетов оттуда (том 5, стр. 651) -- у не включенного сюда "Найтхока" гордый ноль по боевым потерям и повреждениям.



В Югославии один F-117A, борт #82-806 "Something Wicked", и впрямь был сбит -- американцы расслабились, и летали по одному и тому же маршруту. Сербы подловили самолет на дальности, на которой радары (или вообще оптические/ИК средства, тут уж какой версии верить) тот смогли засечь и навести ракету. Оно и понятно: неуязвимого оружия не бывает, а стелс это всего лишь малозаметность, а не невидимость. Но тем ни менее, всегда одна боевая потеря для успевшего повоевать на трех континентах самолета -- это очень и очень неплохо. Стоит отметить, что еще у F-117A было шесть небоевых потерь:

#80-785 (04/20/82) - Crossed Controls
#81-792 (07/11/86) - Spatial Disorientation
#83-815 (10/14/87) - Spatial Disorientation
#85-801 (08/04/92) - Spatial Disorientation
#85-0822 (05/10/95) - Incorrect Installation of Air Duct
#81-793 (08/14/97) - Missing Support Bolts

Заранее ответ на комментарий вида "ужас, десятая часть построенных бортов потеряли по небовым причинам": во-первых потери надо считать на налет, а во-вторых стоит помнить про очень специфический профиль налёта самолета -- куча ночных полетов, в том числе и на ПМВ, и без всяких там РЛС следования рельефу (половина небоевых потерь -- из-за потери пространственной ориентации).

Быстро сняли с вооружения

F-117A достиг IOC 28 октября 1983 года, и был снят с вооружения 22 апреля 2008 года. Двадцать пять лет -- много это или мало? Ну, для контраста, другой тактический бомбардировщик -- F-111 -- был в строю 28 лет (1968-1996), или 30 лет если считать версию EF. Перехватчик F-14 был в строю 32 года, с 1974 по 2006. Назвать эти машины неудачными у большинства любителей авиации попросту не повернется язык. И к слову, в ВВС СССР/РФ ИБ Су-17 и Миг-27 служили меньше двадцати пяти лет -- например последний был принят на вооружение в 1975, и отправлен на базы хранения в 1993.

Более того -- у F-117A на момент списания уже имеелась замена в виде новейшего малозаметного истребителя F-22A, который в числе много прочего может еще и кидать JDAM и SDB. Собственно потому и решено было снять F-117A с вооружения на три года раньше запланированного срока -- тот, как и все прочие самолеты, нуждается в постоянном обслуживании и модернизации. Причём в его случае они довольно дорогостоящи, в частности в аспектах связанных с малозаметностью, ибо дивайс из первого поколения таких конструкций. Так что было принято решение закрыть программу, и освободившиеся средства пустить на покупку дополнительных шести "Рапторов", последний из которых сошел с конвейера в 2011 году. Бомбы того же класса что и F-117A (две тысяч фунтов каждая) на внутренней подвеске F-22 таскать не может, но это не беда -- F-35 уже был на подходе. Злые языки еще говорят, что у F-117A чуть меньше ЭПР с боков и температура выхлопа пониже нежели у "Раптора", но это в целом некритично. В конце концов, после снятия Ф-14 с вооружение, длинную руку в виде его ракеты AIM-54 так ничего и не заменило, и многофункциональный "Раптор" заполняет нишу малозаметного тактического ударника куда лучше, нежели например "Супер Хорнет" заполнил нишу "Томкета".


?

Log in

No account? Create an account