Журнал стареющего язвенника

а также трезвенника и старого холостяка.

Previous Entry Share Next Entry
ПРЕДЫСТОРИЯ АРКАНАРСКОЙ РЕЗНИ
ak_ulych
Оригинал взят у putnik1 в ПРЕДЫСТОРИЯ АРКАНАРСКОЙ РЕЗНИ


Итак, они отделяют себя от остальных. И считают себя меньшинством, которому дано право вести большинство.Кто же внушил им эту самодовольную уверенность, что они лучшие и только они знают единственно правильную дорогу? Что граница между ними и остальными пролегает чуть ли не на генетическом уровне?

Прочитал статью Евгения Верещагина, в очередной раз пытающегося определить Аркадия и Бориса, как "основоположников российского социального расизма", и как обычно, возникло желание слегонца попинать.  Естественно, в переносном смысле. А своим желаниям надо потакать...


(а)  Тот факт, что абсолютное большинство человеков – ведомо, как ни выкручивай, объективен. Это не значит, что они плохи и вовсе уж тупы. Нет, они могут быть замечательными людьми в личной жизни, блестящими профессионалами, талантищами, киевскими профессорами и московскими писателями, - и тем не менее, они ведомы, убеждаемы и управляемы. Примеров тьма. Тут и простая старушка, уверенная, что делает благое дело, кидая хворост в костер Гуса. Тут и  полноправный афинский  гражданин, осудивший на изгнание Аристида, ибо надоело слышать, как того называют Справедливым. А уж о гелиэе, осудившей Сократа (сгоряча, просто чтобы не выпендривался), а затем и его обвинителей (за то, что погубили «лучшего из афинян»), я и не говорю.

(б) Не принимая этого в расчет, автор, уж не знаю, сдуру или по злому умыслу, изначально фальшивит,  перечисляя произведения Братьев вперемешку, словно все они написаны одновременно. А это не так. Проблема «управляемости» (ведомости) большинства волновала А и Б с самого начала их творческого пути, но, начиная этот путь, они были твердо убеждены, что проблема лишь в том, что «ведомые» плохо воспитаны неправильно организованным обществом, а если общество правильное, если ставит задачу пробудить в каждом человеке творческий потенциал, научить его думать самостоятельно, а прочее придет. И Жилин из «Хищных вещей века» вовсе не «пропитан чувством превосходства над заскорузлыми мещанами-обывателями», наоборот, он, воспитанный в обществе Полдня, просто не может понять, как человек (!), такой же, как он, может быть заскорузлым.

(в) Тут ни о какой «сегрегации» нет и речи, как нет ее и в "Обитаемом острове". Да, "симпатия и поддержка героя и авторов на стороне «выродков» — людей интеллигентных и однозначно настроенных против тоталитарной власти. Их меньшинство, но вся надежда только на них, поскольку остальные ежедневно... оболваниваются незаметной пропагандой", - да только вот беда: автор как-то забывает, что ведь и Неизвестные Отцы, которые тоталитарная власть,  – те же «выродки»,  а заветная мечта многих «выродков» из подполья как раз прорваться в официалы. Иными словами, водораздел проходит вовсе не по биологическому принципу. Как и в "Понедельнике" маги отделены от других людей вовсе не "своими невероятными знаниями и основанными на них возможностями" (это техника, овладеть которой под силу и Выбегалле), а отношением к труду, как к творчеству, важнее и выше которого для человека нет ничего.

(г) Тем более, нет «сегрегации» и в «Трудно быть богом», потому что арканарские книгочеи вовсе не отделены от средневекового общества «своими целями, задачами и возможностями». Вернее, возможностями (талантами) отделены. Но ничуть не больше, чем в «нашей истории» всякие там Лукреции Кары, Серветы, Насими и Ипатии, -, действительно, «проводники в будущее», погубленные обществом, - но никаких особых целей и задач перед собой не ставившие. Они просто пишут стихи, романы, исторические хроники, ставят эксперименты, изобретают, - но никого не стремятся за собой вести. И если уж на то пошло, то единственный человек, которого правильно воспитанный Антон ставит выше себя, это Арата Горбатый, - кто угодно, но не "книгочей".

(д) Иное дело, что в процессе творческого роста, мудрея и разочаровываясь, Братья многое переоценили. Как, между прочим, и их антагонист Иван Ефремов, от "Туманности Андромеды", - восторженного гимна Человеку Совершенному, - пришедший в "Часе Быка" к угрюмому признанию того факта, что далеко не всякий человек способен дорасти до совершенства, А и Б в "Отягощенных злом" ставят точку на своей любимой идее "Учитель, воспитай ученика", и далее делают единственно возможный вывод: человек есть таков, каков есть,  и если общество в целом больно, то болезнь становится нормой, а следовательно, тем, кто здоров, - в том смысле, что нравственно выше среднего уровня, - лучше просто уйти, не "стараясь двигать прогресс".

(е) И все равно: никакой сегрегации. Пусть даже молоденький (лет 20-25) Антон в сердцах думает о людях Арканара, как о «жрущей и размножающейся протоплазме», авторы-то ставят вопрос иначе. Потому что есть же и нежная Кира, и верный до смерти Уно, и сложный дон Рипат, которому смутно за что-то стыдно, и блестящий нонконформист барон Пампа, в конце концов. Ни один из них не книгочей, ни один из них не задумывается о "странном", - но ведь они тоже неотъемлемая часть Арканара, а значит, ни о какой биологии речь не идет. Да и насчет "пинками в светлое будущее" тоже ведь глупости юного (лент 18-20) Максима, - а люди постарше и поумнее ставят вопрос о том же Просвещении.

Короче говоря, нет у Стругацких никакого "социального расизма" и никакой пропагады какого угодно "избранничества", тем паче, отделения "избранных" от "грязных больных дикарей". Есть сначала радостная вера в человека просто потому, что он - человек, а затем горькая тоска от того, что человек как таковой этой веры не достоин. Грустно, конечно. Однако давайте оглянемся по сторонам: разве то, что мы видим на обломках некогда самой читающей страны, где детвора грезила Космосом, а человек человеку был рад, не подтверждает этот печальный вывод?

Иное дело, что, - да! - очень немалая часть российских социал-либералов, объявляя себя "авангардом", всех, кто не согласен, определяет, как балласт, полагая себя имеющими право на власть, потому что начитаннее, чище и намного богаче, - а стало быть, делом доказали свое превосходство. Вот только создано-то их богатство никак не творчеством, но хитростью, подлостью, воровством и (как же без этого?!) близостью к донам Рэбам и отцам Цупикам, распределяющим жизненные блага, и зависит стабильность их "особого статуса", а стало быть, и лояльность властям, только от того, какие конкретно Рэбы и Цупики стоят у руля в данный момент.

Иными словами, выпендриваясь и прихорашиваясь, вся эти "глашатаи 14%", вся эта красиво прикинутая и как бы умственно продвинутая, но, в отличие от "книгочеев" ничего, кроме бла-бла не умеющая и ничем не готовая реально жертвовать, а вполне конформная, падкая на блага социальная группа, по факту, как раз и есть "грязные" (хотя и чисто вымытые) и "больные" (пусть даже лечатся в лучших клиниках) "дикари", сами себя объявляющие "элитой".  По сути, братья-близнецы "опор  "крровавого режима", только обиженные, что не допущены к дележу.

То есть, совершенно реальный, не по заслугам прожорливый и сверх меры амбициозный социальный балласт, - плоть от плоти  "ненавистных" 86%, - для приятности самоощущения в узеньком своем кругу позиционирующий себя, - все же дети своего поколения, - Прогрессорами, а то и Люденами.

Это да.
Но причем же здесь Братья?


?

Log in

No account? Create an account